Комбинаторика слов (символьных последовательностей) является одной из современных и быстро развивающихся дисциплин теоретических компьютерных наук.
Символьные последовательности (слова), являющиеся основным объектом исследования комбинаторики слов, окружают нас повсюду. Это лексемы, фразы и тексты на естественных языках, исходники программ и библиотеки, логи серверов и протоколы обмена данными, математические и химические формулы, молекулы ДНК и белков, символические траектории точек в фазовом пространстве, записи чисел в позиционной системе счисления, и многое другое. Для эффективной работы с таким изобилием и разнообразием слов необходим соответствующий математический аппарат, который и предоставляет комбинаторика слов. Зарождение комбинаторики слов связывают с выдающимися работами норвежского математика А. Туэ (1863-1922) о бесповторных словах. Оформление комбинаторики слов как самостоятельной дисциплины произошло в начале 1980-х, когда группа французских математиков под руководством М. Шютценберже написала книгу “Combinatorics on words” в рамках проекта “Энциклопедия математики и ее приложений”. В настоящее время комбинаторика слов - динамично развивающаяся дисциплина на стыке дискретной математики и компьютерных наук.
В рамках учебного курса невозможно изложить научную дисциплину целиком, поэтому наша основная цель – дать слушателям представление об основных особенностях слов и о том, как и зачем нужно изучать слова (в том числе бесконечные, циклические и частичные). Большое внимание в курсе уделено связям “внутренних” объектов и результатов с “внешними” постановками задач из различных разделов математики и компьютерных наук.
Материал курса сгруппирован вокруг следующих свойств и понятий:
Этот курс является курсом Академического университета и читается при поддержке гранта фонда Династия.
Дата и время | Занятие | Место | Материалы |
---|---|---|---|
18 марта 18:30–20:00 |
Введение и предварительные сведения, Лекция | ПОМИ РАН | слайды, видео |
18 марта 20:15–21:45 |
Введение и предварительные сведения (продолжение), Лекция | ПОМИ РАН | слайды, видео |
19 марта 18:30–20:00 |
Упорядоченность, Лекция | ПОМИ РАН | слайды, видео |
19 марта 20:15–21:45 |
Упорядоченность (продолжение), Лекция | ПОМИ РАН | слайды, видео |
21 марта 17:20–18:55 |
Перестановки, Лекция | ПОМИ РАН | видео |
21 марта 19:15–20:50 |
Перестановки (продолжение), Лекция | ПОМИ РАН | видео |
23 марта 18:30–20:00 |
Повторы, Лекция | ПОМИ РАН | видео |
23 марта 20:15–21:45 |
Повторы (продолжение), Лекция | ПОМИ РАН | видео |
26 марта 18:30–20:00 |
Бесповторность, Лекция | ПОМИ РАН | слайды, видео |
26 марта 20:15–21:30 |
Бесповторность (продолжение), Лекция | ПОМИ РАН | видео |
28 марта 17:20–18:55 |
Комбинаторная сложность, Лекция | ПОМИ РАН | слайды, видео |
28 марта 19:15–20:45 |
Комбинаторная сложность (продолжение), Лекция | ПОМИ РАН | видео |